Отели, мотели, пансионы – огромные и миниатюрные островки свободы, почти невозможной в рутинной повседневной жизни, самый простой путь выйти за привычные рамки и попасть в микрокосм новых ощущений и приключений.
«Гостиница «Россия» – большой проект «Амедиа Продакшн» и компании «Марс Медиа»: завораживающее 12-серийное путешествие в недавнюю историю СССР, микс романтической мелодрамы, остросюжетного детектива, фильма-катастроф и ретро-эпоса. Наконец, сериал с самым соблазнительным актерским дуэтом года: Екатерина Вилкова и победительница Актерской Лаборатории Амедиа-2015 Софья Синицына – лучшие гиды по захватывающему гостиничному менеджементу.
У нашего фильма немало замечательных предшественников, использовавших отели в качестве модели мира. Вспоминаем избранные.
«Тайна мотеля «Медовый месяц» / Fleisch
Райнер Эрлер, ФРГ, 1979
Симпатичный мотель в Нью-Мексико привлекает пару студентов-молодоженов – в первую очередь, дешевизной. Но влюбленные не подозревают, что за дружелюбным фасадом прячется логово убийц в белых халатах: молодых постояльцев «Медового месяца» похищают для трансплантации органов...
Конечно, в истории мирового кино место этого триллера с небольшой дозой здоровой эротики не слишком значительно. Но для зрителей, заставших советский прокат, само название окружено зловещим обаянием и вызывает сколь жуткие, столь и приятные воспоминания. Фильм, ловко играющий на наших самых стойких страхах, советские цензоры подвергли разнообразным издевательствам: подрезали эротику и напечатали часть тиража на чёрно-белой пленке. Время и интернет восстанавливают справедливость: оригинальный вариант доступен на youtube. Счастливой ностальгии!
«Сияние» / The Shining
Стэнли Кубрик, 1980
Переживающий стойкий творческий кризис писатель Джек Торренс (Джек Николсон) устраивается зимним смотрителем в пустующий отель «Оверлук» – где лицом к лицу столкнется с призраками и безумием...
Вольная экранизация Стивена Кинга, предпринятая Стэнли Кубриком, – один из редких абсолютных шедевров кинематографа, фильм-ребус, тайнам которого в 2012-м была посвящена культовая мистификация Родни Ашера «Комната 237». Отель здесь – полноправный герой, великий и ужасный: у его стен точно есть и уши, и глаза, и магическое влияние.
«Интердевочка»
Петр Тодоровский, СССР, 1989
Мелодрама о Тане Зайцевой (Елена Яковлева), ленинградской медсестре и валютной проститутке с золотым сердцем.
Сентиментальный романс классика Петра Тодоровского стал одним из главных перестроечных хитов и, кажется, единственным отечественным фильмом, без обиняков включившим гостиницу (съёмки проходили в расположившейся на живописном берегу Финского залива «Прибалтийской») в сферу сексуальных интересов.
«Бартон Финк» / Barton Fink
Джоэл Коэн, США, 1991
Бартон Финк (Джон Туртурро) – молодой нью-йоркский драматург, заключивший выгодный контракт с Голливудом. Чтобы написать сценарий, Финк перебирается в Лос-Анджелес, где останавливается в подозрительном отеле. И с этой минуты всё не так, как надо...
Черная ретро-комедия, принесшая братьям Коэн «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Отель Earle здесь – такой же самостоятельный герой, каким был Overlook в «Сиянии», искомое место творчества, превращающееся в фантазм и наваждение.
«Четыре комнаты» / Four Rooms
Эллисон Андерс, Александр Рокуэлл, Роберт Родригес, Квентин Тарантино, 1995
Киноальманах из черных комедий, сделанных американскими независимыми режиссерами на волне успеха «Криминального чтива». Все четыре разыгравшихся в новогоднюю ночь эпизода связывает в единый фильм коридорный Тед (Тим Рот), веселый гостиничный бесенок, связной между обычным миром и миром диковиных постояльцев. Чего здесь только не случается. Но тут – как в Вегасе: всё, что происходит в пентхаусе, остается в пентхаусе.
Лучшую новеллу рискнем приписать не Квентину Тарантино (в ней герои затевают пари, где на кону – палец), а его ближайшему подельнику Роберту Родригесу, оставившему малолетних шалунов из мексиканской гангстерской семьи в компании с... трупом.
«Отель «Миллион долларов» / The Million Dollar Hotel
Вим Вендерс, США – Германия, 2000
Стреляный воробей из ФБР – агент Скиннер (Мел Гибсон) – берется за расследование гибели сына одного медиа-магната: то ли самоубийтсво, то ли убийство случилось в ветхом лос-анджелесском отеле, населенном исключительно чудаками и чудачками...
Это не совсем детектив, скорее, отчаянно романтическая драма с толикой нуара, и главные герои в ней – не гибсоновский сыскарь, а странный парнишка Том Том (Джереми Дэвис) и дама его сердца Элоиза (Милла Йовович). Великий немецкий мастер Вим Вендерс, одержимый Америкой, путешествиями и отелями (так в его биографии есть док «Комната 666», где он интервьюирует легенд кино в номере отеля), снял этот фильм по идее своего друга – лидера U2 Боно. Отель – оплот дикарской рок-н-ролльной романтики.
«Отель «Руанда» / Hotel Rwanda
Терри Джордж, Великобритания, 2004
Гражданская война в Руанде – среди самых жутких фактов новейшей истории. В 1994-м эта центральноафриканская страна стала местом массового геноцида: народ хуту, составлявший в Руанде этническое большинство, уничтожил более миллиона представителей народа тутси. Трагедии посвящено несколько фильмов, работа Терри Джорджа, пожалуй, лучшая. Во многом благодаря номинированному на «Оскар» Дону Чидлу в роли управляющего Пола – реального, кстати, персонажа, сделавшего свой отель убежищем для тутси и спасшего сотни чужих жизней рискуя своей.
«Челси со льдом» / Chelsea on the Rocks
Абель Феррара, США, 2008
Эту высотку на Манхэттене построили в 1883-м – как кооперативный многоквартирный дом. В 1905-м он был превращен в мотель «Челси», ставший впоследствии прибежищем авангардных художников, писателей и рок-музыкантов. «Челси» – одна из главных богемных легенд ХХ века, его стены видели Набокова и Боба Дилана, Стэнли Кубрика и Энди Уорхола, Патти Смит и Джими Хендрикса, Чарльза Буковски и Артура Кларка...
Великий американский режиссер Абель Феррара посвятил «Челси» один из самых необычных своих фильмов: современные документальные эпизоды чередуются с архивными кадрами и игровыми эпизодами. В одном из них Феррара смело заступает на самую темную сторону в истории «Челси», оживляя призраки панка Сида Вишеса и его подруги Нэнси, зарезанной в номере 100. Феррара рассказывал в интервью: «Мне хотелось испытать на себе, каково это было – жить в отеле «Челси». Я ведь не был частью той тусовки. Так что, как и вы, я был прежде всего зрителем этих картин жизни. Я не был посвящен ни во что и узнавал все на месте». Захватывающее получилось знание.
«Отель «Гранд Будапешт» / The Grand Budapest Hotel
Уэс Андерсон, США, 2014
В прямом смысле слова головокружительное путешествие по временам, кинематографическим стилям и вымышленной восточноевропейской стране Зубровка. Затеяно грандиозным фантазером Уэсом Андерсоном по отдаленным мотивам Стефана Цвейга.
Интерьер роскошного заглавного отеля, где сплелись судьбы аристократов и плебеев, фашистов и похитителей картин, альфонсов и богатых пожилых матрон, был снят в атриуме универмага Görlitzer Warenhaus и пражских студийных павильонах. А фасадом здания послужил макет, созданный на основе старинных фотографий отеля «Бристоль Палас» в Карловых Варах и отеля «Геллерт» в Будапеште. Теперь этот макет стал арт-объектом, его можно увидеть на выставках Андерсона, регулярно устраиваемых крупнейшими киномузеями мира.
«Отель «Мэриголд». Лучший из экзотических» / The Best Exotic Marigold Hotel
Джон Мэдден, Великобритания, 2012
Суперпопулярная мелодраматическая комедия от автора «Влюбленного Шекспира» с кучей пожилых звезд, от Джуди Денч и Мэгги Смит до Билла найи и Тома Уилкинсона. Здесь отель в индийском городе Джайпуре становится новым домом для компании престарелых ворчунов.
Мораль сей обаятельной басни: любви и гостиничному шарму все возрасты покорны.